RFID – технология будущего. Миф или реальность?


Технологии штрихового кодирования (ШК) в настоящее время де факто являются стандартом автоматической идентификации. Несмотря на то, что темпы проникновения RFID растут, радиочастотные метки смогут стать достойными конкурентами штрих-кодам не ранее, чем через 5-10 лет.

Согласно отчету VDC Research, опубликованному в 2010 году, рынок автоматической идентификации и сбора данных (Automatic Identification and Data Capture, AIDC) продолжает свой рост и к 2014 году составил порядка 25 млрд долл., из которых 15 млрд долл. приходится на сегмент штрихового кодирования (ШК), а 10 млрд долл. - на сектор радиочастотной идентификации (RFID). Сегодня ШК де факто стало стандартом технологии идентификации во всем мире. Большинство аналитиков склоняется к тому, что таковой она и останется и в ближайшие 5-10 лет. Однако, основным отличием рынка RFID является то, что он растет по нелинейному закону, и темпы его развития ускоряются.

С этим обстоятельством, очевидно, связано существующее значительное расхождение в прогнозах динамики будущего развития рынка RFID, сделанных различными аналитиками. Несмотря на то, что в адрес RFID-технологии существует немало критических высказываний, в ее перспективности, фактически, никто не сомневается. Но в отличие от "старого" рынка ШК, где довольно хорошо работает линейное прогнозирование, в случае с RFID требуется оценить, в какой момент начнется взрывной экспоненциальный рост его проникновения на рынок, что в условиях нынешней экономической конъюнктуры сделать особенно сложно.

Отраслевым стандартом в отечественном ритейле сегодня является технология линейного штрихкодирования, без применения которой сложно представить себе современную торговую сеть. Наиболее распространенной системой кодировки в российском ритейле была и остается EAN/UPC, причем большинство современных сканеров ШК способны считывать маркировки и в других, популярных за рубежом, системах кодирования.

Эволюция штрих-кодирования

Основная задача, которую решают ШК-устройства в торговой сети, всем хорошо известна. Они позволяют заменить ввод кода товара с клавиатуры автоматическим распознаванием нанесенной на упаковку товара оптической маркировки - черных полос "штрихов".

Технология начала массово применяться еще в середине прошлого века и поначалу воспринималась многими как инновация, способная решить все проблемы ритейла, связанные с товародвижением. Работа на кассе значительно упрощалась, и казалось, что нескольких цифр, которые без особых проблем удавалось считать сканером, вполне достаточно для того, чтобы по ним найти полное описание товара.

Однако достаточно быстро выяснилось, что это не совсем так. Первые сканеры были не особенно удобными для продавцов, штрих-коды - неоправданно громоздкими. Они занимали слишком много места на упаковке, а информации, которую содержал штрих-код, оказалось в итоге явно недостаточно. Эти, а также ряд других факторов, послужили толчком к дальнейшему развитию систем кодировки, которое шло в тесной взаимосвязи с отработкой технологии оптического распознавания. Сканеры становились все более эргономичными, росла их разрешающая способность, а цены постепенно снижались.

Второе измерение

Чем точнее сканер мог распознать детали маркировки, тем компактнее и информативнее становился сам штрих-код. Развитие технологии ШК привело в конечном итоге к появлению 2D-кодов, в которых штрихи как таковые стали не обязательными и были заменены на компактные "квадратики", чем-то напоминающие пиксели растрового изображения.
2D технологии кодирования имеют свои неоспоримые преимущества и в ряде случаев могут даже рассматриваться в качестве недорогой альтернативы наиболее перспективной на сегодня технологии RFID. Ведь количество информации, которое содержит 2D код, существенно выше, чем в традиционном линейном коде.

Например, матричный двумерный QR-код может содержать более 7 тыс. цифр, а также иметь в своем составе буквы (включая кириллицу и иероглифы). Данная кодировка весьма популярна, в частности, в Японии, во многом благодаря тому, что распознается не только специализированным оборудованием, но и мобильными телефонами с фотокамерой и установленным на них соответствующим ПО. QR-кодировка нашла себе разные, порой самые неожиданные, применения (получение информации, рекламные акции, обмен информацией между пользователями и мн.др.) и достаточно быстро распространяется по всему миру. 

2D маркировка не требует слишком уж сложных ухищрений со стороны производителя и наносится на упаковку товара все тем же типографским способом. Помимо прочего, 2D кодировка весьма технологична и может быть нанесена и с помощью специального оборудования непосредственно на корпус изделия, такого как автомобильный двигатель, разогревающегося в процессе работы до высокой температуры. Общая распространенность 2D маркировок различных стандартов из года в год растет. Например, в России его можно увидеть в составе кода акцизной марки, наклеиваемой на бутылки с алкогольной продукцией. Кроме того, она иногда применяется ритейлерами для ускорения бумажного документооборота и других целей.

Какое решение выбрать?

Рынок ШК развивается достаточно гармонично, и речи о том, что какая-то одна-единственная система кодировки или определенный тип оборудования полностью вытеснят с рынка остальные решения, сегодня не идет. Каждый ритейлер может выбирать то аппаратное и программное обеспечение, которое наилучшим образом совместимо с имеющейся у него информационной системой, соответствует типу продаваемой продукции и финансовым возможностям.

Тренды и инновации

Несмотря на то, что рынок ШК устоялся и вот уже более чем полвека стабильно развивается, в наши дни появляются новые стандарты кодирования, непрерывно совершенствуются устройства, способные помочь покупателю в торговом зале определить стоимость фасованного товара (прайс-чекеры), самостоятельно взвесить и промаркировать весовой товар, произвести расчет на терминале самообслуживания и пр. Развивается функционал сканирующего оборудования, появляются новые модели, позволяющие кассиру одновременно отсканировать товар с нескольких сторон, не тратя времени на поиск штрих-кода, успешно провести считывание информации даже при ярком солнечном свете или через прозрачную упаковку товара и т.д. Все более надежными и функциональными становятся портативные специализированные ШК-устройства (терминалы сбора данных), вплотную приближающиеся по своим возможностям к компьютерам.

При этом на рынке ШК по-прежнему есть место инновационным решениям, каждое из которых может со временем занять свою нишу. Поведение потребителей быстро меняется, и растущую конкуренцию классическому "оффлайновому" ритейлу составляют сегодня интернет-магазины. Не остаются в стороне от преобразований и изменения потребительского спроса крупнейшие поисковые системы. В частности, компания "Яндекс", развивает приложения на разных мобильных платформах, позволяющие покупателю сверить предложения аналогичных товаров на площадке "Яндекс.Маркет" при помощи встроенной в мобильный телефон камеры, позволяющей сфотографировать штрих-код.

Мейнстримом, определяющим тренды на AIDC-рынке, сегодня, безусловно, являются радиочастотные метки. В настоящее время RFID - основная технология-конкурент оптического ШК - пока что значительно отстает по абсолютным показателям и выступает в ритейле скорее в качестве дополняющей, несмотря на то, что ее возможности всем давно очевидны. Тем не менее, большинство специалистов отрасли уверены в ее перспективах и считают, что массовый переход на RFID ритейлеров, которые традиционно считаются одними из основных потребителей на этом рынке, обязательно состоится, а основные препятствия, которые радиочастотная маркировка встречает сегодня на своем пути, будут так или иначе устранены.

Возврат к списку

Новости и события

Все новости
07 03.2025
Уважаемые дамы! С 8 Марта.

Уважаемые дамы! В светлый день 8 Марта желаем вам гармонии и счастья. Пусть каждый миг приносит вдох...

05 03.2025
Маркировка 2025: к чему готовиться рознице

В ближайшей перспективе изменения правил, начиная с 2025 года, потребуют от российских фирм, осущест...

Новинка!

Полуглянцевые этикетки 75х120 являются идеальным вариантом для маркировки продукции и поставки в компанию OZON. Производители материалов предлагают большое количество специально разработанных клеев (адгизивов), которые в сочетании с различными лицевыми материалами позволяют закреплять бумажные этикетки практически на любой поверхности. ...

Новинка!

При попытке вскрытия проявляется надпись "ВСКРЫТО" Невозвратимо проявляются при попытке вскрытия. Обладают высокими адгезивными свойствами, выдерживают большие перепады температур. При отклеивании наклейки от поверхности материал разрушается, при этом не оставляет следы на поверхности. Может использоваться на многих поверхностях (металл, пластик, стекло, деpе ...

Новинка!

При попытке вскрытия проявляется надпись "ВСКРЫТО" Невозвратимо проявляются при попытке вскрытия. Обладают высокими адгезивными свойствами, выдерживают большие перепады температур. При отклеивании наклейки от поверхности материал разрушается, при этом не оставляет следы на поверхности. Может использоваться на многих поверхностях (металл, пластик, стекло, деpе ...

Новинка!

Ручной каплеструйный маркиратор Bentsai применяется для маркировки товаров методом бесконтактной струйной печати за счет распыления под большим напором небольших капель несмываемых чернил. Чернила распыляются под давлением и точечно. Используется для нанесения мелкосимвольных изображений размером до 14 мм. Главным параметром печати является ее четкость, поэтому да ...

Новинка!

Сферы применения:       Пломба Старт антимагнит - представляет собой четырехкомпонентную пломбу, которая состоит из корпуса, ротора, защелки и антимагнитного индикатора.  Пломба снабжена магнитным индикатором в виде "замка" (логотип компании-производителя), индикатор надежно зафиксирован внутри корпуса пломбы в нише элемента защелки. Изображение ст ...

Новинка!

«Черный Дракон» - современная, улучшенная, усиленная пломба, созданная в России. Конструкция пломбы состоит из трех компонентов: корпуса, выполненного методом двухкомпонентного литья; пластиковой вставки с индикаторами предварительного вскрытия; металлического замка. Уникальное БЕЛОЕ ПОЛЕ, выполненное методом литья. Форма контура ...

Новинка!

При попытке вскрытия проявляется надпись "ВСКРЫТО" Невозвратимо проявляются при попытке вскрытия. Обладают высокими адгезивными свойствами, выдерживают большие перепады температур. При отклеивании наклейки от поверхности материал разрушается, при этом не оставляет следы на поверхности. Может использоваться на многих поверхностях (металл, пластик, стекло, деpе ...

Новинка!

Максимально доступные и простые термотрансферные принтеры серии TE200 предназначены для печати этикеток шириной 4 дюйма. Они специально разработаны для обеспечения лучшей в своем классе производительности по цене, с которой другие принтеры просто не в состоянии конкурировать. Модульный механизм для термотрансферной печати, которым оснащаются принтеры серии TE200, ...

Новинка!

Длинные штриховые коды как правильно используются в различных приложениях, включая коммунальные счета, обработку документов и упаковку. Эти длинные коды являются проблемой для большого числа имиджеров из-за узкого поля зрения и меньшей глубины сканирования. Имиджер QuickScan QBT2131 со сверх-высокой глубиной сканирования и сверх-длинной линией сканирования делает чтe ...

Новинка!

Новый презентационный лазерный сканер Cobalto™ с опцией всенаправленного считывания гарантирует дополнительную ценность пользователям, нуждающимся в стильном и многофункциональном устройстве с высокой производительностью. Элегантное синее светодиодное кольцо обрамляет окно сканирования сканера и меняет свой цвет на ярко зеленый, визуально подтверждая прaв ...

Новинка!

Datalogic Gryphon™ GPS4490 - это презентационный сканер в стильном корпусе белого или темно-серого цвета. Gryphon GPS4490 обладает всеми характеристиками, присущими ручному сканеру Gryphon GD4400, но имеет стильный презентационный корпус. Он позволяет считывать штрих-коды в автоматическом режиме сканирования с небольших предметов и в ручном режиме - с громоздких. Компактный размер скa ...

Новинка!

Новый линейный имиджевый сканер Heron™ HD3100 привнес не имеющую аналогов элегантность наряду с последними современными технологиями для организации работы рассчетно-кассового узла. Стильный силуэт нового сканера, дополненный многоцветной подсветкой, инновационный современный конструктивный материал, а также аудио динамики обратной связи, делают ваш бренд еще более ...

Новинка!

Промышленный принтер серии MX — это надежное устройство, созданное специально для больших объемов печати и безотказной работы без отрыва от производства. Новая высокопроизводительная серия MX разрабатывалась специально для обеспечения круглосуточной печати, где высочайшее качество печати является критически важным. Устройства серии MX представляют собо ...