|
Сложные этикетки
Как только не называют сегодня новые виды этикеток! «Умные», «смышленые», «сметливые», «сложные», «понятливые» и даже «интеллигентные» и «разумные»! Все это - попытка определения их новых функций, благодаря которым этикетки завоевывают самые разные рыночные ниши - от пищевых производств и рекламы до складских хозяйств и машиностроения.
Понятно, что удобство, которое дает этикетка, ничем заменить нельзя. Мы наклеиваем записочки с датой изготовления и составом на домашние варенья-соленья, по знакомой картинке отыскиваем на полке супермаркета любимый напиток, читаем маркировку деталей компьютеров - все это этикетки, наклейки, ярлыки, шильдики, несущие необходимую информацию. Эта информация дает нам возможность не только определить вид продукта и дату его изготовления, но и его состав, пищевую ценность, данные о производителе, инструкции по использованию и многое другое. В последние годы рынок требует, чтобы объемы информации на этикетках становились все больше, и зачастую производитель вынужден печатать тексты очень мелким шрифтом. А если учесть ограничения, накладываемые флексографией и другими способами печати, тексты эти оказываются почти не читаемыми. Кроме того, современные системы логистики и складского хозяйства требуют печати шрих-кодов и нанесения другой машиночитаемой информации. Где выход? Увеличить размер этикетки? При сегодняшнем стремлении к использованию порционной и мелкой упаковки, миниатюризации различных изделий это вряд ли возможно. В ход идут нетрадиционные способы - от печати информации на обороте этикетки до интегрирования в нее микрочипов и транспондеров. А еще этикетка должна защищать продукт от несанкционированного вскрытия, а торговую марку - от подделки. Что нужно знать об этом производителю этикеток, чтобы не отстать от современных тенденций?
Виды сложных этикеток
Их так же много, как креативных идей в этой области, и перечислить все довольно сложно. Вот самые известные из них:
- Многослойная этикетка (peel-off) - легко отделяемая благодаря особому покрытию изнаночной стороны этикетка или часть этикетки. Используется в качестве стикера, мини-рекламного плаката, для печати дополнительной информации на изнаночной стороне и под отделяемой частью. Сфера использования - продукция для детей (их привлекают стикеры с любимыми персонажами), фармацевтические товары (стикеры привлекают внимание к предостерегающим надписям и т. п.), косметика (способы применения, дополнительные рецепты и т. д.) Печатается преимущественно на особом многослойном самоклеящемся материале высоким или флексографским способами.
- Этикетка-книжка (piggy-back). Под отклеиваемой частью этикетки располагается сфальцованная «гармошкой» книжечка - как правило, с текстом о способах применения. Чаще всего используется для фармацевтических товаров и лекарств - позволяет отказаться от традиционных вкладышей в картонные упаковки, и даже от самих картонных коробок - если лекарство упаковано в пластиковый или стеклянный контейнер, например. Дает возможность существенно увеличить объем информации. Этикетка печатается на самоклеящемся материале как обычно - флексографией, высокой или офсетной печатью, а «гармошка» - на другом материале (бумаге) офсетом. Фальцовка (складывание гармошки) выполняется на специальных миниатюрных фальцмашинах или вручную.
- Этикетки со скретч-панелями (scratch-off), то есть со специальным слоем краски или фольги, который нужно соскрести. Как правило, под ним располагается информация, скрываемая до покупки - например, о выигрыше или бонусе. Саму этикетку печатают как обычно - флексографским, высоким или офсетным способами, а скретч-панель - трафаретным или флексографским. Иногда используется тиснение особой фольгой. Часто скретч-панели используются в производстве лотерейных билетов, купонов, карт оплаты и т. д.
- Этикетки, предохраняющие от несанкционированного вскрытия упаковки (tamper-evident labels). Изготовляются из специального материала, который разрушается при вскрытии и не может быть восстановлен или переклеен. Печать - как правило, флексографская.
- RFID-labels - этикетки с микрочипами и антеннами-транспондерами, позволяющими бесконтактно, на расстоянии от 1 до 100 и более метров считывать информацию, предупреждать хищения из торговых залов, библиотек и т. д. RFID-этикетки служат основой новейших систем логистики товаров или учета в складских хозяйствах. Транспондеры изготовляют из металлической фольги или печатают электропроводными красками трафаретным, глубоким или флексографским способами.
- Вплавленные этикетки (in-mould labels) печатаются обычными способами на бумаге и вплавляются в корпус упаковки в момент ее формования, выдува, литья или штамповки. Прозрачный материал упаковки служит защитой этикетки от внешних воздействий, упаковка и этикетка выглядят единым целым, что позволяет защитить товар от подделок и повысить его привлекательность.
- Этикетки для многократного открывания и закрывания упаковки чаще всего применяются для такой продукции, как влажные салфетки, бумажные носовые платки и т. п.
Особый клеевой слой и жесткий пластик этикетки позволяют плотно закрывать открытую упаковку - при этом этикетка-крышка не деформируется и прекрасно держится на своем месте. Гибкая упаковка с такой этикеткой гораздо дешевле, чем пластиковый или картонно-навивной контейнер с крышкой.
- Этикетка-индикатор свежести продукта или температуры позволяет отслеживать срок годности товара или соблюдение условий его хранения - благодаря использованию особых красок, которые меняют цвет в зависимости от времени или температуры.
- Этикетка, продлевающая срок сохранности пищевых продуктов разработана компанией Avery Dennison. Размещенная внутри упаковки этикетка выделяет микроскопические количества антибактериального вещества (двуокиси хлора), что позволяет увеличить срок хранения свежих ягод малины, например, на 5–10 дней.
- Прозрачная этикетка (no-label-look) создает впечатление, что изображение напечатано прямо на контейнере. Производители самоклеящихся материалов разрабатывают суперпрозрачные этикетки, которые ложатся даже на сложные поверхности.
- Этикетки с печатью по клеевому слою сейчас уже довольно широко распространены. Они дают возможность видеть изображение и даже читать текст через прозрачный контейнер, что используется как элемент декора и улучшения имиджа в парфюмерно-косметической и алкогольной промышленности.
- Термоусадочные этикетки плотно обтягивают контейнер или сам предмет и часто служат защитой от несанкционированного вскрытия. Кроме того, они позволяют разместить большие по площади изображение и тексты. Печать по внутренней стороне пленки обеспечивает сохранность красочного слоя и его блеск. Сложная технологическая задача - дизайн должен быть разработан так, чтобы после усадки все элементы изображения выглядели правильно. Наилучший способ печати по термоусадочной пленке - глубокий.
Возврат к списку
|